t.me/httbpt

vk.com/httbptkhb

Практические советы

от педагога-психолога Лавровой Мишель Владимировны

Мой ребенок – первокурсник!
Как я могу ему помочь?

С первого курса начинается студенческая жизнь – совершенно новая ситуация для вчерашнего школьника. Многие думают: «Какие проблемы могут быть у юноши или девушки, только что поступивших в техникум. Это беззаботная пора, вся жизнь впереди!». И правда,
это только начало жизни! Но мы редко задумываемся о том факте, что для поступившего
в техникум студента — первокурсника любые изменения связаны с определенным напряжением. Новая система обучения и взаимоотношений, новый коллектив, изменения условий жизни – все это требует от молодых людей больших сил для успешного принятия нового ритма.

Известно, что родители первокурсников переживают еще больше, чем сами первокурсники. «Как там, наш сын/дочка, совсем один, будет ли успевать, а вдруг с плохими ребятами свяжутся…» – целый рой тревожных мыслей в голове, от которых, кажется, ничего не помогает.  

 

Первое время, действительно, лучше не оставлять без внимания своего ребенка. Многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время, имеют затруднения при освоении некоторых предметов в связи с нехваткой знаний, неэффективно используют  поддержку преподавателей и уже во время первой сессии становятся кандидатами на отчисление.
В связи с этим, ребенку необходим ваш мягкий контроль: познакомьтесь с куратором его группы, звоните ребенку, интересуйтесь его самочувствием, делами и успехами – проявляйте участие.

 

Вместе с этим, необходимо дать понять вашему ребенку, что вы видите в нем равноправного партнера, доверяйте ему и относитесь, как ко взрослому человеку, который уже в состоянии самостоятельно строить свое будущее и отвечает за свои поступки. Старайтесь говорить
с ним на равных, как со взрослым человеком, подчеркивать важность его выбора и вашу веру в него.

 

Поддерживайте его в общении с другими студентами, ведь обмен полезной информацией еще никому не помешал. Кроме того, многие старшекурсники уже задумываются о своем будущем, подрабатывают, и их пример может позитивно повлиять на вашего ребенка.

 

Конечно, сложный подростковый период 16 – 19 лет не обходится без ссор с ребенком.
Но поступление в техникум – это тот период, когда необходимо взять себя в руки и не идти
на поводу у своих отрицательных эмоций. Постарайтесь тактично поддерживать своих детей
и ни в коем случае не бросать в этот сложный адаптационный  период. Не скандальте,
не злорадствуйте и не стройте планы, как его проучить, а поддержите и окажите помощь. Поверьте, что, несмотря на возможную агрессию и крики о том, что вас никто ни о чем
не просил, в душе ваш ребенок будет вам очень благодарен и никогда не забудет протянутую ему руку помощи.

 

Вы можете поддержать своего ребенка следующим образом:

 

• Опираться на сильные стороны ребенка.

• Не акцентировать внимание на промахах.

• Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

• Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

• Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

• Интересоваться попытками справиться с заданием.

• Принимать индивидуальность ребенка.

• Проявлять веру в ребенка.

• Демонстрировать оптимизм.

• Использовать слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя все получится»
«Ты замечательно справляешься.» «Это серьезная проблема, но я уверен, что ты с ней справишься»

• Избегать пренебрежительного отношения и таких фраз, как: «Ты всегда…», «Ты вообще…» «Вечно ты…».

 

Существуют обязательные моменты
в общении с ребенком, который проходит сложный период:

1. Как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите своего ребенка просто так. Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».

2. Сохраняйте спокойный тон общения, даже если вы за что-то критикуете. Подростки обращают внимание на интонацию, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же – раздражением. Помните – что обсуждение – это НЕ нотация. Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают слушать.

3. Требовать дисциплинированности от подростка можно только тогда, когда между вами установлены доверительные отношения. В противном случае вы ничего не добьетесь от него, разве что на один — два раза он сделает это для вас, чтоб вы отстали. Чтобы к вам прислушаться, подростку нужно вас уважать.

4. Научитесь конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка. Нужно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями подростка, но не подростком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумеха. Задавайте вопросы, ведущие подростка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?» Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это выучу, исправлю).

5. Четко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребенка
в процессе всей учебы.

6. Предъявляйте посильные требования к подростку ( «зато ты можешь…»).

7. Не сравнивайте результаты обучения подростка с ребятами из группы. Это приведет только к раздражению и формированию проблем с самооценкой. Часто, такая «мотивация» может отбить все желание что-то исправлять. 

8. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

9. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.

10. Хвалите за успехи. Многие родители за плохие оценки наказывают, а хорошие считают делом обычным. Поступайте по-другому. Основной акцент делайте на хороших отметках. Разговаривая о плохих, не повышайте голос и не предлагайте готового решения проблемы. Лучше задайте вопрос: «Как сделать лучше?» Если ребенок затрудняется с ответом,
помогите ему.

про нас

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий»

(КГБ ПОУ ХТТБПТ)

Отделение Социально-воспитательной работы

 

Социальные сети